Межгосударственный форум АТЭС


Межгосударственный форум АТЭС

Межгосударственный форум АТЭС

На долю участников АТЭС приходится около 54% мирового ВВП, 44% оборота международной торговли, более 40% объема прямых иностранных инвестиций и около 40% населения мира.

АТЭС был образован в ноябре 1989 г. на первой конференции министров иностранных дел и экономики 12 стран азиатско‑тихоокеанского региона (АТР) в городе Канберре по инициативе Австралии.
Созданию АТЭС предшествовало формирование в азиатско‑тихоокеанском регионе в 1960‑1980 гг. более локальных экономических союзов – Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д.

АТЭС не имеет устава, поэтому юридически не является организацией и действует как международный форум, консультативный орган для обсуждения экономических вопросов.

Участниками АТЭС являются 21 страна и территория: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа‑Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. С учетом специфики, обусловленной участием в АТЭС Тайваня и Гонконга, в Форуме принято называть его членов "экономиками".

В 1998 г. одновременно со вступлением в АТЭС России, Вьетнама и Перу было принято решение о введении 10‑летнего моратория на дальнейшее расширение членского состава Форума, который в 2010 г. был продлен на неопределенный срок.

Заинтересованность в присоединении к АТЭС проявляют Индия, Камбоджа, Колумбия, Коста‑Рика, Макао, Монголия, Пакистан, Панама, Шри‑Ланка и Эквадор.

Целями АТЭС являются поддержание устойчивого экономического роста и развития АТР в интересах населяющих его народов; обеспечение позитивного эффекта от растущей экономической взаимозависимости, включая поощрение обменов товарами, услугами, капиталом и технологиями; укрепление открытой многосторонней торговой системы; снижение барьеров в торговле товарами и услугами в соответствии с принципами ВТО.

В рамках АТЭС вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной деятельности, экономического и технического сотрудничества, развития инфраструктуры, повышения уровня благосостояния стран‑участниц.

АТЭС не имеет жесткой организационной структуры. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 года являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран‑участниц. В течение года также проводятся отраслевые министерские встречи и ежеквартальные совещания старших должностных лиц АТЭС.

Разработкой конкретных направлений взаимодействия в АТЭС занимаются три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно‑бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

В АТЭС существует институт председателя, действующий на ротационной основе (традиционно председательствует страна ‑ хозяйка саммита).

Выполнение административно‑технических функций возложено на Секретариат Форума, находящийся в Сингапуре. С 1 января 2010 г. Секретариат возглавляет назначаемый на основе трехлетнего контракта Исполнительный директор.
Бизнес‑сообщество региона представлено действующим при АТЭС Деловым консультативным советом (ДКС), который был создан в ноябре 1995 г. для повышения эффективности взаимодействия форума с лидерами бизнеса.

Первый саммит руководителей государств и территорий АТЭС состоялся в Сиэтле (США) в 1993 г. На саммите была принята декларация, в которой лидеры выразили свое видение будущего азиатско‑тихоокеанского сообщества. В соответствии с положениями принятой декларации, АТЭС должен способствовать развитию сотрудничества и процветанию АТР.

На втором саммите, состоявшемся в 1994 г. в городе Богора (Индонезия) была принята "Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС", определившая в качестве долгосрочной цели формирование системы свободной и открытой торговли и инвестиций в АТР, устранение торговых и инвестиционных барьеров, что должно привести к свободному движению в регионе капиталов, товаров и услуг.

Определены конкретные временные параметры для достижения этой цели – для развитых стран – 2010 год, для развивающихся – 2020 год. В качестве ключевого фактора укрепления многосторонней торговой системы отмечена необходимость активного участия экономик АТЭС во Всемирной торговой организации.

В 1995 г. на третьем саммите (Осака, Япония) лидеры АТЭС дополнили и конкретизировали принципы и сферы деятельности Форума, а также приняли Программу действий по реализации заявленных целей. Ее ключевым моментом стало поручение участникам АТЭС подготовить в соответствии с Программой индивидуальные планы действий по либерализации торгового и инвестиционного режимов, а также по развитию экономического и технического сотрудничества.

На четвертом саммите АТЭС (Манила, Филиппины, 1996 год) были приняты Манильский план действий АТЭС, в основу которого положены индивидуальные планы действий экономик‑участниц по либерализации торговли и инвестиций, и Декларация АТЭС о создании рамочных условий для экономического и технического сотрудничества и развития.

В 1997 г. на пятом саммите АТЭС в Ванкувере (Канада) было решено принять Россию (наряду с Вьетнамом и Перу) в АТЭС в качестве полноформатного участника.

На саммите в Куала‑Лумпуре (Малайзия, 1998 год) было официально оформлено членство России в АТЭС.

На саммите в городе Бандар‑Сери‑Бегаван (Бруней, 2000 год) впервые во встрече глав государств и правительств принял участие президент России (на двух предыдущих саммитах участие страны ограничивалось уровнем председателя правительства РФ). Накануне саммита в Брунее в российской печати была опубликована статья Владимира Путина, в которой он изложил видение роли России в АТР и перспективы ее отношений со странами региона. Помимо встречи лидеров Путин принял участие в заседании Делового консультативного совета АТЭС, посвященного теме "Бизнес и глобализация".

Начиная с саммитов в Шанхае (2001 год) и Лос‑Кабосе, Мексика (2002 год) в качестве одной из профилирующих тем повестки дня АТЭС прочно закрепилась борьба с международным терроризмом, прежде всего экономическими и финансовыми средствами. В русле усилий по адаптации форума к новым условиям повышенное внимание уделяется и другим аспектам безопасности, в том числе в сферах торговли, финансов, энергетики, здравоохранения, транспорта.

Саммиты 2008 года (Лима, Перу) и 2009 года (Сингапур) проходили на фоне мирового финансового кризиса, который стал центральной темой, обсуждавшейся лидерами стран‑участниц. В 2008 году, помимо Лимской декларации, кризису был посвящен и отдельный документ ‑ совместное заявление лидеров АТЭС по 12 основным темам, которые обсуждались на форуме. В Лимской декларации прозвучало обещание использовать "все необходимые экономические и финансовые средства для преодоления кризиса", а в совместном заявлении задокументировано обязательство не воздвигать новых барьеров для торговли и инвестиций в течение 12 месяцев.

На саммите 2009 года участники АТЭС наметили новую модель экономической интеграции для выхода из кризиса и для стабильного роста. В числе планируемых мер, которые были отражены в итоговых документах форума ‑ декларации и совместном заявлении ‑ сохранение стимулирования экономики, сдерживание торговых барьеров, упрощение условий бизнеса, таможенных формальностей.

В 2010 году встреча лидеров стран‑участниц АТЭС прошла в японской Иокогаме. Лидеры АТЭС продлили до 2013 года мораторий на протекционистские шаги и договорились отменить препятствующие торговле меры, введенные в период кризиса.

По итогам саммита была принята стратегия развития до 2015 г. с акцентом на пяти аспектах экономического роста: он должен быть сбалансированным, всеобъемлющим, устойчивым, инновационным и безопасным. Стратегия включает план действий по структурной реформе, развитию людских ресурсов и предпринимательства, "зеленому" росту, экономике, основанной на знаниях, и безопасности личности. План действий будет поддерживаться конкретными рабочими программами, к реализации которых будут привлечены все форматы деятельности АТЭС, а также другие международные форумы, включая G20.

В 2011 г. саммит АТЭС пройдет 12‑13 ноября в Гонолулу на Гавайских островах. А в 2012 году встреча лидеров стран АТЭС состоится на острове Русский во Владивостоке, 8‑9 сентября. Россия впервые примет встречу стран‑участниц АТЭС на высшем уровне.


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Смотреть что такое "Межгосударственный форум АТЭС" в других словарях:

  • Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" — Азиатско Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС, Asia Pacific Economic Cooperation Forum) межгосударственный форум, созданный для содействия экономическому росту, сотрудничеству, торговле и инвестициям в Азиатско Тихоокеанском регионе.… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) — Азиатско Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС, Asia Pacific Economic Cooperation Forum) межгосударственный форум, созданный для содействия экономическому росту, сотрудничеству, торговле и инвестициям в Азиатско Тихоокеанском регионе.… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Казахстан —   У этого термина существуют и другие значения, см. Казахстан (значения). Республика Казахстан Қазақстан Республикасы …   Википедия

  • Российско-германские отношения — Российско германские отношения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.